Насилие в семье можно остановить!
Если Вам или Вашим близким нужна помощь, Вы можете обратиться за помощью в "кризисную" комнату в нашем городе.
По вопросам определения в "кризисную" комнату можно обратиться по телефонам:
8 (02151) 5-29-15 (с 8.00 до 17.00), круглосуточно 8 (033) 349-28-92 либо в Верхнедвиский РОВД 8 (02151) 5-32-02 или +375 29 514-11-85.
По причине нежелания граждан обращаться за помощью по месту жительства сообщаем наличии "кризисных" комнат в соседних районах:
Миорский р-н 8 (02152) 3-73-53
Брасловский р-н (02153) 6-24-67
Шарковщинский р-н 8 (02154) 3-92-59
Нормативно-правовые документы
Защита прав потребителей ЖКУ
Права потребителей жку
Права потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом Республии Беларусь от 16 июля 2008 г. No 405-3 «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
- Права потребителей услуг
Потребитель коммунальных услуг имеет право на:
Удовлетворение нужд и потребностей в коммунальных услугах;
Получение информации об исполнителях и оказываемых им коммунальных услугах;
Выбор на конкурсной основе исполнителя жилищно-коммунальных услуг;
Надлежащее качество получаемых услуг ЖКХ;
Безопасность предоставляемых ЖКУ;
Просвещение и информатизацию в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
Возмещение части или полностью убытков, вреда, причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие неоказания или неполного оказания коммунальных услуг исполнителем либо оказания ЖКУ с недостатками;
Государственную, в том числе и судебную, защиту своих прав.
- Коммунальные услуги — на основании договоров
Оказание ЖКУ может быть предоставлено не только 1, но и несколькими договорами.
Основываясь на договоре по оказанию услуг ЖКХ, договоров бытового подряда и других видов договоров соответствующих гражданскому законодательством потребитель должен получать основные виды ЖКУ:
Газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение;
Капитальный ремонт жилого дома;
Вывоз твердых коммунальных отходов, их обезвреживание и переработку;
Тех. обслуживание многоквартирного жилого дома;
Обеспечение бесперебойной работы лифтов;
Постоянное водоснабжение, водоотведение из квартиры, одноквартирного, блокированного жилого дома;
Водоснабжение из водоразборной колонки;
Вывоз от одноквартирных жилых домов твердых коммунальных отходов и их обезвреживание.
Если потребитель отказывается заключать договор по оказанию егму основных ЖКУ, это не дает ему возможность освободиться от внесения платы за услуги, которые были фактически оказаны. На основании договора с потребителем ему могут быть оказаны иные ЖКУ.
- Права и обязанности исполнителя по договору на оказание ЖКУ
Исполнитель коммунальных услуг имеет право:
Требовать от потребителя четкого соблюдения законодательных норм и условий заключенного договора на оказание ЖКУ;
В случаях необходимости (в порядке определенном законодательными актами), обеспечить доступа в жилые помещения и на земельные участки;
Исходя из информации в Жилищном кодексе доступ в занимаемые потребителем жилые помещения должен быть предоставлен исполнителю в таких случаях:
Для проверки данного помещения на соответствие санитарно-техническим нормам;
Для осмотра помещений и в случае необходимости проведения ремонтных работ;
Для снятия показаний индивидуальных приборов учета воды, газа, тепла и электроэнергии;
Для приостановления обеспечения некоторыми видами коммунальных услуг, если потребитель в течение не менее двух расчетных периодов накапливает задолженность по оплате ЖКу; работник организации ЖКХ вправе прийти в жилое помещение неплательщика и отключить некоторые из видов жилищно-коммунальных услуг (чаще всего, это свет и вода).
Доступ в жилые помещения потребителя должен быть предоставлен по договоренности организации ЖКХ с собственником или нанимателем. В свою очередь организация ЖКХ должна заранее предупредить, в какой день и в какое время должен быть предоставлен доступ в квартиру. Исключением может являться аварийная ситуация.
ИСПОЛНИТЕЛЬ ЖКУ ОБЯЗАН:
Подготовить и заключить с потребителем услуг договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг; обеспечивать бесперебойное и своевременное предоставление услуг ЖКХ надлежащего качества;
своевременно и за свой счет устранить недостатки в работе по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, если они возникли по вине исполнителя.
- Права и обязанности потребителя по договору на оказание ЖКУ
Потребитель коммунальных услуг имеет право:
Требовать своевременного и в полном объеме предоставления ему жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества;
Требовать от исполнителя соблюдать законодательство Беларуси и условий заключенного договора на оказание ЖКУ;
В случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь когда он имеет на это право, требовать пересчета платы за коммунальные услуги.
Перерасчет платы за услуги ЖКХ, которые входят в состав основных коммунальных услуг, производится если они были оказаны с недостатками:
Если установленным санитарно-гигиеническим нормам не соответствует качество питьевой воды для конкретных систем водоснабжения. При этом условии размер оплаты за предоставляемые услуги холодного водоснабжения сократится на 10 процентов на период оказания этой услуги с недочетами;
При условии, что температура поступаемой горячей воды ниже 60 °С — для открытых систем централизованного теплоснабжения, меньше 50 °С — для закрытых систем свыше трех суток подряд. За каждый 1 °С , на который снизилась температура горячей воды, стоимость оплаты за подогрев воды сокращается на 2,5 процентного пункта на период предоставления услуги с недочетами;
В условиях отключении уровня напряжения, отклонения частоты электрической энергии от действующих стандартов. В такой ситуации сумма оплаты за услуги электроснабжения уменьшится на 0,15 % за каждый час обеспечения потребителя такой услугой с недочетами;
Когда температура воздуха в квартире или другом жилом помещении дольше одних суток держится на отметке меньше +18 °С. В этом случае сумма оплаты за отопление сократится с учетом недопоставленного объема тепла, рассчитанного в порядке, определенном Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Если услуги по техническому обслуживанию одноквартирного или многоквартирного жилого дома предоставляются с недостатками (не в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов), перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги производится исходя из удельного веса стоимости соответствующей услуги или работы, в составе ежемесячной платы за техническое обслуживание жилого дома, количества полных календарных дней нарушения и количества календарных дней в месяце. Порядок расчета удельного веса стоимости отдельной услуги или работы, входящей в перечень услуг и работ по техническому обслуживанию жилого дома, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Потребитель коммунальных услуг обязан:
Заключить с исполнителем, выбранным на конкурсной основе договор на оказание услуг ЖКХ;
Своевременно и грамотно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникают по вине потребителя;
Обеспечить целостность и добросовестную сохранность приборов учета, находящихся в его жилом помещении (одноквартирном жилом доме);
Своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги в сроки, которые установлены законодательством и (или) договором;
Пускать в жилые помещения, на земельные участки сотредников исполнителя (организации ЖКХ) в случаях и порядке, которые определены законодательными актами;
Соблюдать требования и нормы законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов других потребителей.
Многоквартирный дом. Правила проживания
Правила и нормы проживания в многоквартирном доме
Правила пользования жилыми помещениями
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2015 № 446 внесены некоторые изменения и дополнения в Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (далее – Правила).
В частности, согласно обновленной редакции пункта 8 Правил собственники жилых помещений частного жилищного фонда, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, члены организации застройщиков обязаны проводить за свой счет, в том числе с привлечением специализированных организаций, текущий ремонт жилых помещений (штукатурка, заделка трещин, побелка, покраска и оклейка обоямистен, потолков, покраска полов, подоконников, оконных и дверных заполнений, радиаторов, вставка стекол, замена полов, оконных и дверных заполнений и их утепление), ремонт печей, а также замену и ремонт внутриквартирного электрического (плиты, вытяжные электровентиляторы, водонагреватели), газового (плиты, котлы, водонагреватели), санитарно-технического (ванны, мойки, умывальники, унитазы, смывные бачки, смесители), котлов на твердом виде топливаи иного оборудования (за исключением системы центрального отопления», системыпротиводымной защиты и автоматической пожарной сигнализации), установку, замену и ремонт приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях), а также внутриквартирной электропроводки, за исключением случаев устранения дефектов и неисправностей в жилых помещениях, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по их вине.
Измененный подпункт 16.5 пункта 16 Правил говорит о том, что гражданам и организациям в жилом доме запрещаются хранение в жилых помещениях, а также на балконах и лоджиях взрывоопасных, отравляющих и загрязняющих воздух веществ и предметов (за исключением средств борьбы с грызунами и другими животными), а также легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил хранения и пользования.
Также пункт 16 Правил дополнен подпунктом 16.51, согласно которому гражданам и организациям в жилом доме запрещаются загромождениебалконов, лоджий.
Ранее пунктом 17 Правил было определено, что граждане при осуществлении предпринимательской деятельности посредством предоставления мест для краткосрочного проживания обязаны обеспечивать соблюдение нанимателями (поднанимателями) жилых помещений установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности, природоохранных требований и настоящих Правил. Теперь этот пункт дополнен частью второй следующего содержания: «При осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, жилые помещения предоставляются из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на одного человека».
Постановление № 446 вступило в силу 30 мая 2015 года.
Обязанности граждан
Взаимоотношения между соседями при пользовании помещениями в жилых домах регулируются Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
ПРАВИЛАМИ УСТАНОВЛЕН РЯД ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ:
ПРАВИЛАМИ ПРОЖИВАНИЯ В ДОМАХ УСТАНОВЛЕН РЯД ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ:
Граждане обязаны использовать жилые и вспомогательные помещения многоквартирного дома только в соответствии с их назначением;
Четко соблюдать установленные законодательством нормы для проживания, в том числе санитарно-эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности, другие требования, которые предусмотрены беларуским законодательством;
Постоянно содержать в чистоте и порядке свои жилые помещения и, кроме того, прилежащие к ним подсобные помещения, балконы и лоджии, содержать в порядке (не мусорить) лифты и лифтовые площадка, вспомогательные помещения многоквартирных жилых домов и придомовой территории;
Обеспечивать своевременный доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые помещения, а также к расположенному там инженерному оборудованию, работникам организаций ЖКХ для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, проведения осмотров, ремонтных работ, снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты;
Пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими способными создавать шум устройствами лишь при условии, что звуки не нарушают покой других граждан в жилом доме. Внимание: с 23.00 до 7.00 часов не должны совершаться никакие действия, создающие вибрацию и шум;
Поддерживать в надлежащем техническом, противопожарном и санитарном состоянии занимаемые в подвале и вспомогательных помещениях жилого дома хозяйственные кладовые (сараи) и прилегающие к ним проходы, не допускать накопления в них мусора, хранения взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся (горючих) жидкостей, газовых баллонов и других огнеопасных веществ и материалов, а также пользования открытым огнем;
поддерживать функцианирование элементов противопожарной защиты (эвакуационные двери, люки, лестницы), расположенных на балконах и лоджиях.
Своевременно выбрасывать мусор, твердые коммунальные отходы в специально отведенных для этого места;
Обеспечивать надлежащую подготовку жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (утепление окон и дверей).
Граждане, проживающие в многоквартирном дом, вправе самостоятельно принимать меры по содержанию и ремонту общего имущества и (или) привлекать сторонние организации для оказания услуг и выполнения работ по его содержанию и ремонту с учетом выбранного способа управления общим имуществом.
Наиболее подробная информация о правилах проживания в многоквартирном доме содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, где утверждены наиболее новые правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений. Не забывайте, несмотря на выход нового постановления о правилах проживания в домах, старые правила не потеряли свою силу.
Ответственность за нарушение правил
Ответственность за несоблюдение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома наступает:
- в соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним и не имеющие доли в праве общей собственности на занимаемое жилое помещение, наниматель жилого помещения, проживающие совместно с ним члены, бывшие члены его семьи, в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении, порче жилого помещения либо в использовании его не по назначению, делающие невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, были предупреждены собственником о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения;
- подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения или других заинтересованных лиц.
- в соответствии со ст. 155 ЖК если собственник жилого помещения имеет без уважительных причин шестимесячную задолженность по плате за ЖКУ либо в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, местный исполнительный и распорядительный орган обязан в письменной форме предупредить собственника о необходимости погасить задолженность либо устранить нарушения, а если они повлекли разрушение и (или) порчу жилого помещения, — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта жилого помещения.
Если собственник жилого помещения не погасил в течение одного месяца с даты получения предупреждения задолженность по плате за ЖКУ в полном объеме, либо не провел ремонт местный исполнительный и распорядительный орган вправе подать в суд иск о понуждении собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения.
При принятии судом решения о принудительной продаже этого жилого помещения оно подлежит принудительной продаже с публичных торгов.
КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ВЫДЕРЖКИ):
статья 15.47. Нарушение правил содержания собак, кошек и (или) хищных животных — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 15 базовых величин (Бв), а в случае причинение вреда здоровью людей или имуществу, — от 10 до 30 Бв или административный арест.
статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, — влечет наложение штрафа в размере до 4 Бв.
статья 21.13. Самовольные переоборудование, перекрашивание или иное изменение балконов, лоджий и других архитектурных и конструктивных элементов фасадов жилых домов, иных зданий и сооружений, установка на фасадах, балконах, лоджиях, крышах спутниковых и иных антенн, а равно непринятие мер по поддержанию в надлежащем состоянии внешнего вида жилых домов, иных зданий, сооружений и ограждений — влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 Бв.
статья 21.16. Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, — влекут наложение штрафа в размере до 30 Бв, а на юридическое лицо — от 30 до 50 Бв.
- самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов — влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 Бв, а на юридическое лицо — от 50 до 70 Бв.
Правом составления административных протоколов обладают уполномоченные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилфонда, органов Министерства внутренних дел, а также органов государственного санитарного надзора, местные исполкомы.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются судами или органами государственного санитарного надзора
Правилами запрещается
Действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций;
Курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома;
Переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
Самовольные переустройство и (или)перепланировка.
Хранение в жилых помещениях взрывоопасных, отравляющих и загрязняющих воздух веществ и предметов, а также легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил хранения и пользования;
Загромождениекоридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений;
Самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
Аренда недвижимости
Процесс приватизации государственного жилищного фонда закончился 1 июля текущего года, после чего не оформленные в собственность квадратные метры автоматически приобретут статус арендного жилья. Гражданам, не приватизировавшим квартиры, местные исполкомы предложат заключить договор найма. Отказ от заключения договора не освобождает от платы за пользование жилым помещением.
Принципы платы за подобное жилье определяются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1297. Площадь помещения умножается на 0,2 базовой величины (на сегодня 210 тыс. руб.). Для граждан, проживающих в квартирах, переведенных в разряд арендного жилья, в Минске установлены понижающие коэффициенты 0,2, для остальных регионов республики — 0,1.
Наличие без уважительных причин двухмесячной задолженности по плате за пользование жилым помещением коммерческого использования и (или) жилищно-коммунальные услуги может стать основанием для расторжения договора найма.
С нанимателями жилых помещений, переведенных в разряд коммерческих из государственного жилищного фонда, договор найма заключается бессрочно.
В случае смерти или признания судом безвестно отсутствующим нанимателя, проживавшие совместно с ним совершеннолетние члены семьи имеют право на перезаключение с ними договора найма.
КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПЛАТА ЗА АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ?
Принципы платы за арендное жилье определяются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1297. Стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения коммерческого использования составляет 0,2 базовой величины в месяц. Кроме того, местными исполкомами утверждаются коэффициенты в зависимости от местонахождения и благоустройства. Например, в Минске, разбитом на 5 экономико-планировочных зон, эти коэффициенты колеблются от 0,5 до 1,5, в Бресте используется коэффициент 0,75, в Витебске — 0,6 и т.д. (Прим. — понижающие коэффициенты для каждого города можно узнать на официальных сайтах исполкомов.)
Таким образом, плата за арендную квартиру рассчитывается по простой формуле: Б х К х S, где
Б — базовая ставка (0,2 базовой величины),
К — коэффициент в зависимости от степени благоустройства и местонахождения,
S— площадь жилого помещения.
Кроме этого, для граждан, проживающих в квартирах, переведенных в разряд арендного жилья из государственного жилфонда или служебного жилья, в Минске установлены понижающие коэффициенты 0,2, для остальных регионов республики — 0,1. Для таких квартир окончательная формула расчета будет выглядеть таким образом: Б х К х S х ПК.
Для примера рассчитаем стоимость двухкомнатной квартиры площадью 48 м2 в столичном микрорайоне Зеленый Луг, где К равняется 1:
210 тыс. руб. х 0.2 х 1 х 48 х 0,2 = 403 тыс. 200 руб.
Именно столько придется ежемесячно платить в дополнение к коммунальным платежам нанимателю, который до 1 июля текущего года не приватизирует квартиру.
Житель, например, г. Мозыря за такую же квартиру будет платить:
210 тыс. руб. х 0,2 х 0,4 х 48 х 0,1 = 80 тыс. 640 руб.
Следует добавить, что при отсутствии горячего, холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), центрального отопления размер коэффициента в зависимости от местонахождения и благоустройства уменьшается на 10 % за каждое из отсутствующих видов благоустройства. То есть, если приведенная в пример квартира в Мозыре не будет иметь канализации и центрального отопления, то для нее коэффициент составит: 0,4 – 20 % = 0,32. Соответственно, формула расчета будет выглядеть таким образом:
210 тыс. руб. х 0.2 х 0,32 х 48 х 0,1 = 64 тыс. 512 руб.
Добавим, что понижающие коэффициенты устанавливаются областными и Минским городским исполнительным комитетом по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
ЕСЛИ КВАРТИРА НАХОДИТСЯ В СТАРОМ ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ, ЗА ЧЕЙ СЧЕТ В НЕЙ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬСЯ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПЕРЕД СДАЧЕЙ В АРЕНДУ?
Предоставление непригодных для проживания жилых помещений жилищным законодательством не допускается.
Жилое помещение государственного жилищного фонда должно соответствовать типовым потребительским качествам и быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта. Вместе с тем, наниматели часто бывают недовольны качеством предоставленных им квартир.
Как пояснили Порталу коммунальной грамотности в Минжилкомхозе, порядок обращения граждан за предоставлением помещений коммерческого использования носит заявительный характер и целиком зависит от добровольного волеизъявления граждан. Однако на официальных сайтах местных исполкомов должна размещаться полная и достоверная информация об имеющихся в наличии квартирах, желательно, с фотографиями. Потенциальный наниматель имеет право осмотреть жилье до заключения договора найма. Он сам волен решать, подписывать ли ему акт о приеме-передаче.
Надо понимать, что ремонт внутри жилого помещения нанимателя после заключения договора найма будет осуществляться по его заявлению и за отдельную плату.
С 1 марта текущего года вступит в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2015 г. № 460, который предусматривает изменения в порядке аккумулирования средств, поступающих от платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования. 10 % этих средств будет направляться на текущий ремонт такого жилья.
После вступления в силу этого указа у наймодателя появится возможность вкладывать средства в ремонт сдаваемых квартир, что должно снизить количество спорных ситуаций.
По состоянию на 1 октября 2015 г. в республике имелось 34 тыс. 944 помещения коммерческого использования, из которых 25 тыс. 525 переданы из служебного жилья, 3 тыс. 324 — из освобожденного и маневренного фонда, 6 тыс. 095 введено в эксплуатацию в новых домах.
НА КАКОЙ СРОК БУДУТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ СО "СТАРЫМИ" ЖИЛЬЦАМИ? ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: НА КАКОЙ СРОК ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ С "НОВЫМИ ЖИЛЬЦАМИ"?
Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» установлено, что жилые помещения государственного жилищного фонда, занимаемые гражданами на условиях договоров найма жилого помещения государственного жилищного фонда (как правило, это и есть жилье, предоставленное с советских времен) подлежат включению в фонд арендного жилья до 1 июля 2016 года.
На основании решений о включении жилых помещений государственного жилищного фонда в состав арендного жилья с гражданами из числа нанимателей (либо с совершеннолетними членами, бывшими членами семьи выбывших (умерших) нанимателей жилых помещений) местные исполнительные комитеты, организации, в ведении которых находится жилищный фонд, заключают договоры найма жилых помещений коммерческого использования по установленной форме.
Договоры найма в данном случае заключаются на установленный в ранее заключенных договорах срок, а если в этих договорах срок не указан, либо при отсутствии таких договоров (к примеру, у гражданина, получившего жилье в советские времена, имеется ордер на жилое помещение, а договор найма не заключался) - бессрочно.
Подходы к заключению договоров найма жилых помещений коммерческого использования, к примеру, с «новыми» арендаторами из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, иные. Данные договоры найма заключаются на срок, не превышающий пяти лет. Кроме того, если арендное жилье предоставляется в связи с характером трудовых (служебных) отношений, то такой договор заключается исключительно на период трудовых (служебных) отношений.
МОЖНО ЛИ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ВЗНОС ЗА ПРИВАТИЗАЦИЮ КВАРТИРЫ ЗАПЛАТИТЬ НА ГОД ВПЕРЕД?
Можно. Законодательство не предусматривает ограничений при внесении взносов заранее (за месяц, несколько месяцев, год вперед и т.п.) при уплате стоимости приватизируемых квартир в случае, если оформлена рассрочка платежа.
НАРАВНЕ ЛИ ПРИДЕТСЯ ОПЛАЧИВАТЬ АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ ОЧЕРЕДНИКАМ И ТЕМ ГРАЖДАНАМ, КТО ЖИВЕТ В КВАРТИРАХ ГОСЖИЛФОНДА 30-40 ЛЕТ? БУДУТ ЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В АРЕНДНУЮ ПЛАТУ УСЛУГИ ЖКХ?
Внесение платы за пользование арендным жильем, подлежащим переводу из так называемого «обычного» государственного жилищного фонда, будет осуществляться гражданами начиная с 1 июля 2016 года.
При этом размер платы за пользованием арендным жильем гражданами, проживающими в квартирах, к примеру, 30-40 лет и гражданами, которым такое жилье предоставляется с целью улучшения их жилищных условий, будет существенно отличаться.
К примеру, арендная плата однокомнатной квартиры общей площадью 32 кв. м., переведенной из «обычного» государственного жилищного фонда, составит примерно по г. Минску 280 тыс. рублей, в областном центре - 90 тыс. руб., в районном центре - 40 тыс. руб.
Для сравнения, плата за пользование арендным жильем для «очередника» составляет по г. Минску в среднем 1,4 млн. руб., в областном центре - 960 тыс. руб., в районном центре - 384 тыс. рублей.
Отмечаем, что плата за пользование арендным жильем осуществляется с учетом льгот, установленных в статье 16 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Так, право на 50-процентную скидку с платы за пользование жилыми помещениями в пределах 20 кв. метров общей площади занимаемого жилья будут иметь, к примеру, участники и инвалиды Великой Отечественной войны; лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; инвалиды 1 и 2 группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами 1 и 2 группы, неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию на общих основаниях и др.).
Граждане, которые по каким-либо причинам не смогут вносить арендную плату с 1 июля 2016 года, вправе обратиться с соответствующим заявлением о включении арендного жилья в состав жилых помещений социального пользования без взимания такой платы. Это касается тех граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право на получение жилых помещений социального пользования (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, неработающие одинокие пенсионеры, лица, достигшие пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины -60 лет) и другие категории).
В дополнение сообщаем, что плата за жилищно-коммунальные услуги вносится гражданами самостоятельно и в состав арендной платы она включаться не будет.
ПРЕДУСМОТРЕНА ЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРАЖДАН?
Статьей 140 Жилищного кодекса Республики Беларусь перечислены категории лиц, имеющие право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда (с учетом жилищной квоты, суммы квот).
К таким категориям отнесены, к примеру, участники Великой Отечественной войны, реабилитированные граждане - жертвы политических репрессий, дети, которые находились вместе с родителями в местах лишения свободы,. в ссылке, высылке, на спецпоселении в связи с репрессированием их родителей, инвалиды с детства; граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в том числе дети-инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС и другие категории.
Данным гражданам жилые помещения передаются в собственность бесплатно в пределах двадцати квадратных метров общей площади жилого помещения, а также по двадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи.
Право на бесплатную приватизацию (с учетом жилищной квоты, суммы квот) имеют также граждане, занимающие жилые помещения в блокированных и одноквартирных жилых домах, имеющих не более одного надземного этажа, при износе таких домов на шестьдесят процентов и выше. В данном случае жилые помещения передаются в собственность безвозмездно независимо от их общей площади.
Та часть жилых помещений, которая превышает общую площадь жилых помещений, передаваемых бесплатно, приватизируется гражданами, имеющими право на льготы поприватизации жилья, на общих основаниях
Постановления Министерства ЖКХ и Совета Министров Республики Беларусь
Если какая либо жилищно-коммунальная услуга фактически не оказывается или оказывается с недостатками, то гражданин может уведомить об этом нашу организацию, предоставляющую такую услугу или аварийно-диспетчерскую службу. Такое уведомление гражданин может сделать путем:
- направления письменной претензии;
- устного сообщения (заявки), в том числе по телефону 6-34-79 (работник организации, принявший устное сообщение, обязан сообщить сведения)